САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ.
СТАНДАРТЫ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
В статье рассмотрены вопросы становления института саморегулирования в Республике Казахстан (РК), механизмы его функционирования и основные особенности саморегулируемых организаций. Проанализированы основные положения стандарта саморегулируемой организации в области управления отходами – СТ СРО KazWaste 01-2018 «Квалификационные требования к специализированным предприятиям по обращению с отходами производства и потребления». Описаны общие законодательные требования к документации специализированных предприятий по обращению с отходами и квалификационные критерии, предъявляемые к ним.
Саморегулирование – это со­вокупность мер, предназна­ченных для регулирования от­расли самими предприятия­ми путем утверждения правил и стандартов саморегулируемой ор­ганизации, контроля за их соблюде­нием, а также обеспечения имуще­ственной ответственности субъек­тов саморегулирования.

Первая модель саморегулирова­ния была представлена Националь­ной палатой предпринимателей РК «Атамекен» в 2014 г. С мая 2016 г. в РК действует Закон «О саморегу­лировании», который определяет ус­ловия создания и функционирова­ния саморегулируемых организаций, членства в них и их правовое поло­жение.

Саморегулирование главным об­разом направлено на передачу не­свойственных государству функций в конкурентную среду и саморегу­лируемым организациям, что в свою очередь приводит к повышению ка­чества и конкурентоспособности от­ечественных товаров, работ и услуг, отечественных отраслей экономики и усилению ответственности участ­ников рынка перед потребителями.

Саморегулирование в РК осно­вывается на обязательном и добро­вольном членстве. Обязательное са­морегулирование введено в сферах оценочной деятельности и деятель­ности юридических консультантов. Добровольное саморегулирование действует в сфере управления отхо­дами, здравоохранения, экологиче­ского аудита, налогового консуль­тирования, пожарной безопасности, аварийно-спасательных работ, лиф­тового хозяйства, технической экс­пертизы и др. Добровольное са­морегулирование устанавливает требования к субъектам саморегули­рования и их деятельности выше за­конодательных требований.

Общая структура управления са­морегулируемой организации при­ведена на рисунке.
Рис. Общая структура управления саморегулируемой организации
Основными отличиями саморе­гулируемых организаций от ассоци­аций, союзов, общественных объе­динений в том, что в них действуют специальные правила и стандарты, соблюдение которых обязательно для ее членов, обеспечивается имуще­ственная ответственность перед по­требителями товаров, работ и услуг.

На сегодняшний день в РК осу­ществляют свою деятельность 110 са­морегулируемых организаций, из них 78 основаны на обязательном член­стве, 32 – на добровольном членстве. В области охраны окружающей среды в стране работают три саморегулиру­емые организации, основанные на до­бровольном членстве:

  • Объединение юридических лиц Ассоциация «Национальная палата профессиональных экологических аудиторов»;
  • Объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Ассоциация «Казахстанская Па­лата экологических аудиторов»;
  • Объединение юридических лиц «Казахстанская ассоциация по управлению отходами KazWaste» (далее – KazWaste).
KazWaste получила статус само­регулируемой организации в кон­це 2017 г. Она объединяет более 50 предприятий по управлению от­ходами, что составляет около 40 % всех крупных компаний, действую­щих в данной отрасли. Деятельность KazWaste направлена на формирова­ние и развитие современной отрасли по обращению с отходами.
Специализированные предприятия – это предприятия и организации, имеющие статус юридического лица, или зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя физические лица, осуществляющие процессы сбора, транспортировки, хранения, утилизации, переработки, обезвреживания, обеззараживания, захоронения, удаления отходов производства и потребления, принимаемых от сторонних организаций и физических лиц на договорной основе, либо комбинацию из перечисленных процессов.
Для установления квалифи­кационных требований к специ­ализированным предприятиям по обращению с отходами KazWaste разработала и утвердила стандарт СТ СРО KazWaste 01-2018 «Квали­фикационные требования к специа­лизированным предприятиям по об­ращению с отходами производства и потребления». Он соответствует Экологическому Кодексу РК (далее – ЭК РК), законам «О саморегулирова­нии» и «О техническом регулирова­нии» и предъявляет дополнительные требования к компаниям.

Действие стандарта распростра­няется на специализированные предприятия – члены KazWaste, осу­ществляющие деятельность по об­ращению с отходами. Стандарт ре­гламентирует общие требования к осуществлению процессов жизнен­ного цикла отходов: сбора, транс­портировки, хранения, утилизации, переработки, обеззараживания, уда­ления, обезвреживания, захоро­нения. Стандарт также содержит специфические требования для сле­дующих групп предприятий:

  • предприятия по обращению с отходами потребления;
  • предприятия по обращению с отходами производства;
  • предприятия по обращению с опасными отходами.
Требования к документации специализированных предприятий приведены в таблице.
Таблица. Требования к документации специализированных предприятий
Основным квалификационным критерием для специализированных предприятий является наличие дей­ствующей производственной базы, соответствующей виду их деятельно­сти, а также земельного участка, от­веденного под специализированную производственную базу, и (или) по­лигона на праве собственности либо аренды. Использование земельного участка, отведенного под специали­зированную производственную базу, или полигона должно соответство­вать целевому назначению, указан­ному в акте землепользования.

Не менее важным является нали­чие у специализированных предпри­ятий квалификационного состава технических руководителей и (или) специалистов, имеющих высшее или среднее техническое образова­ние и прошедших обучение в области обращения с отходами, а также пер­сонала, обеспечивающего эксплуа­тацию и техническое обслуживание машин, механизмов, приборов, обо­рудования, соблюдение экологиче­ских и санитарно-эпидемиологиче­ских требований при осуществлении хозяйственной деятельности, тех­нику безопасности и охрану труда и здоровья сотрудников.

Специализированное предприя­тие должно иметь специально обо­рудованный транспорт для транс­портировки отходов или договоры на предоставление специально обору­дованного транспорта и (или) на ока­зание услуг по транспортировке от­ходов.

Помимо общих квалификацион­ных критериев, описанных выше, в стандарте установлены и спец­ифические требования к отдель­ным группам специализированных предприятий. Например, предприя­тия, осуществляющие деятельность по утилизации, переработке, обе­звреживанию, удалению (уничтоже­нию), захоронению опасных отхо­дов, должны иметь страховой полис об обязательном экологическом страховании.

Соблюдение стандарта обяза­тельно для членов KazWaste. В то же время KazWaste осуществляет до­бровольную сертификацию дру­гих заинтересованных предприятий на соответствие требованиям стан­дарта. На рынке эта услуга пользу­ется спросом, поскольку сертификат подтверждает соответствие деятель­ности предприятия нормам законо­дательства РК, компании получают рекомендации от экспертов по при­ведению документации и производ­ственной базы в соответствие эко­логическому законодательству, вследствие чего снижают возмож­ные риски при инспекционных про­верках. При выборе поставщика услуг по обращению с отходами при­родопользователи могут рассматри­вать наличие сертификата как гаран­тию добросовестности и надежности поставщика.

На сегодняшний день в Казах­стане деятельность по обращению с отходами не подлежит лицензи­рованию, что обуславливает не­обходимость данного стандарта. Он способствует становлению эф­фективной системы управления от­ходами в РК, а также устранению с рынка специализированных ком­паний, осуществляющих свою дея­тельность недобросовестно.

Механизм саморегулирования направлен главным образом на со­здание конкурентной среды, где дей­ствуют требования специальных стандартов и правил, используется инструмент имущественной ответ­ственности перед потребителями, что позволяет непрерывно повы­шать качество товаров, работ и ус­луг.
Авторы:
С. К. Мухаева, специалист по стандартизации
«Казахстанской ассоциации по управлению отходами KazWaste»
А. С. Шажабаева, специалист по стандартизации Центра
«Содействие устойчивому развитию Республики Казахстан»
Литература:
1. Закон Республики Казахстан «О саморегулировании» от 12.11.2015 № 390-V ЗРК (с изм. и доп. на 05.10.2018).
2. Экологический Кодекс Республи- ки Казахстан от 09.01.2007 № 212 (с изм. и доп. на 28.10.2019).
3. СТ СРО KazWaste 01-2018 «Квалификационные требования к специализированным предприятиям по обращению с отходами производства и потребления».
ЧИТАЙТЕ ДРУГИЕ СТАТЬИ
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Получайте первыми уникальную информацию по обращению с отходами и использованию вторичного сырья. Подпишитесь на нашу рассылку.